Степанида Ильинична Борисова - известная якутская поющая драматическая актриса с огромным диапазоном амплуа: от комического до трагического - родилась 15 апреля 1950 года.
В зрительской памяти запечатлелись образы уморительных старух, городских кокеток (до прихода в театр режиссера Андрея Борисова, её мужа), а в cпектаклях 80 - 90-х - это мягкая, нежная мать Кириска из "Желанного берега", безумная Пайпаткэ из "Ханидо и Халерха", то завороженно стоящая у граммофона среди шумной ярмарочной толпы, то баюкающая завернутое в тряпки полено, заменяющее ей младенца, то в блаженном забытьи нелепо и трогательно вскидывающая руки в страшном танце, замыкающем очередную похоронную процессию. С такой актрисой, как Степанида Борисова, реальной кажется давнишняя мечта режиссера создать театр - олонхо. "Добрый человек из Сы-чуани" был первым приближением к нему, а следующим шагом стал спектакль-тойук "Дорогунов - дитя человеческое". Пение Степаниды стало необходимо всем. Ее очень любит зритель, и не только за голос, она обаятельна своей открытостью, легкостью общения, радушием. В кинокадрах военной хроники видеофильма о якутянах, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны, - за кадром звучит ее голос, как голос матери-земли; в спектакле МХАТа "Прощание с Матерой" тот же голос, как голос природы, вложенной в уста тунгуски, поднимает на порядок смысл постановки; этот же голос, идущий как будто из глубины языческих времен, передает мистический ужас героя в первом (дипломном) фильме Алексея Романова "Марфа". Наконец, рок-группа "Чолбон" перерождается с приходом в нее Степаниды Борисовой. Трехъярусный мир, где верхний мир, в свою очередь, бесконечно многоярусен, гармонирует с фигуральностью и витиеватостью языка с длиннейшими периодами аллегории и сравнений, с многократной эхообразной вибрацией в певческих приемах. Ритмы и тембры Вселенной звучат в исполнении Степаниды Борисовой, и вся этическая наполненность представлений о мире совершается на ином, более высоком порядковом уровне, чем бытовые междуусобные распри. Добро и зло в пении Степаниды - вселенские категории. Современные тексты звучат как заклинания. Может быть, правы те музыковеды, которые считают, что исполнение Степаниды Борисовой нельзя отнести к традиционному якутскому пению - это дело узких специалистов, но не парадокс ли: та, чье пение не считается вполне традиционным, открывает истинные живые токи его воздействия на слушателя! Рассказывают, в Мексике, на встрече со зрителями, Степанида запела, и народ повалил с улицы, зал не мог вместить всех желающих. О чем она поет? О земле, об окружающем мире, о детстве, обо всем, о чем болит и радуется ее впечатлительная душа. Недавно мне кто-то сказал: "Она поет так странно, так тревожно... Словно стены раздвигаются и видишь землю из космоса".
Интервью корреспондента ИА SakhaNews Елены Кузьминой со Степанидой Борисовой, декабрь 2006 года My WebPage