Борисенко
- БОРИН, БОРИСЕВИЧ, БОРИСЕНКО, БОРИСИХИН, БОРИСКИН, БОРИСОВ, БОРИСОВЕЦ,
БОРИСОВИЧ, БОРИСЯК, БОРИЧЕВ, БОРИЩЕВ, БОРИЩЕНКО, БОРИСЕНОК, БОРИСЕНКОВ,
БОРИСОВЕЦ, БОРИСЫЧЕВ, БОРИСЕНОК, БОРИСЕНКОВ, БОРИСОВЕЦ, БОРИСЫЧЕВ. Фамилия
образована из отчества от крестильного имени Борис и его производных
форм - Боря, Борище. По поводу объяснения самого имени нет единого
мнения, в словарях предлагается объяснение из рус. и болг. - борец или
как сокращенная форма славянского имени Борислав. Борисовец. От
именования жителя г. Борисов. Борисихин. Может быть от Борисиха, жена
Бориса.
Вариант №2:
Борисовы— дворяне, по словам Бархатной книги, выехавшие из Литвы;
фамилия их встречается в источниках с конца XV века: в 1495 г.
упоминается Борис Борисов, сын боярский, который провожал в Литву
великую княжну Елену. В ХVI и XVII веках в грамотах и актах уже часто
встречается имя Борисовых, но, по-видимому, его носили представители
разных родов. Так, Андрей Борисов в 1504 г. был приставом в дороге у
дьяка Златского, приехавшего от короля Александра к великому князю
Ивану Васильевичу, для переговоров о пограничных делах. Симеон Борисов,
дворцовый дьяк 1518—19 г., в 1517 г. ездил к императору Максимилиану от
великого князя Василия с предложением прекратить на год военные
действия против Польши; в 1521 г. он ездил послом в Данию. Яков
Захарьевич был воеводою в казанском походе 1544 г. и в шведском 1549 г.
Андрей Михайлович также был воеводой в казанском походе 1544 г. и в
полоцком 1551 г. Леонтий Константинович участвовал в зимнем походе на
Казань 1550 г. и был убит, а Федор Иванович был убит при взятии Казани
2 октября 1552 г.; имена обоих Борисовых вписаны в синодик московского
Успенского собора на вечное поминовение. Михаил Васильевич был воеводою
в Юрьеве Ливонском в 1563—64 гг. и, по всей вероятности, он же
воеводствовал в Ругодиве в 1577 г. Никита Васильевич, окольничий 1565
г., участвовал в походе 1570 г. в передовом полку; в 1572 г. он ходил с
царем в поход на Великий Новгород, в 1574 г. — в поход на Муром "для
государева дела с казанскими людьми"; в 1575 г. он еще упоминается в
окольничих. Борис ездил послом к английскому королю Иакову "для
государевых дел" в 1621 г.; он же, вероятно, впоследствии был
переводчиком в 1645 г. Иван был в 1626 г. головою на путивльской
заставе, а в 1645 г., вероятно, он же арским воеводой. Никита, голова
московских стрельцов 1668 г., во время нашествий на южную Русь турок,
соединившихся с малороссийскими гетманами, был отправлен со своими
стрельцами на оборону Чигирина; с 1678 г. по 1682 г. он именуется
стольником и полковником стрелецким; в 1682 г. в его доме писалась от
лица всех стрелецких полков челобитная о старой вере. Разрядные книги.
— Дворцовые разряды, III, 600, 1412. — Акты исторические. — Дополнения
к актам историческим. — Акты экспедиции. — Акты южной и западной
России, VII, XIII. — "Древняя российская вивлиофика", XIII, 347, 360,
385, 412, 422, 425; ХIV, 21, 322. — Симбирский сборник, 31, 32, 35, 65.
— Сборник Имп. Русского Истор. Общ., 35. — Сборник кн. Хилкова. —
"Русская Историческая Библиотека", II, VIІI—XII, XIV—ХVII. — Бархатная
книга. — Летописи. — "Родословная книга" кн. Долгорукого. — Лихачев,
"Разрядные дьяки". — Соловьев, "История России". {Половцов} Борисовы —
Фамилий Борисовых весьма много. Из них одна принадлежит к древнейшему
дворянству. В 1527 г. Василий, Нечай, Михаил и Роман Б. получили от
вел. кн. Василья Ивановича подтвердительную грамоту на вотчину отца их
Бориса, Матвеева сына. — Яков Захарьевич был воеводою в казанском
походе 1544 и в шведском 1549 г. Андрей Михайлович — воеводою в
казанском походе 1544 г. и в полоцком 1551 г.; Леонтий Константинович
убит в зимнем казанском походе 1550 г. Федор Иванович убит при взятии
Казани 20 окт. 1562 г. Имена обоих вписаны в синодик моск. Успенского
собора. — Василий Петрович и Тимофей Васильевич упоминаются на свадьбе
кн. Андрея Ивановича Старицкого с княжною Ефросиниею Андреевною
Хованскою в январе 1533 г. — Григорий и Иван Тимофеевичи упом. на
свадьбе князя Владимира Андреевича Старицкого (сына Андрея Ивановича) с
Евдокиею Михайловною Нагово 31 мая 1550 г. Михаил Васильевич был
воеводою в Юрьеве-Ливонском (Дерпте) в 1563 г. Григорий Никитич —
воеводою в Рославле в 1685 и в Чернигове в 1592 г. В XVII в. Борисовы
значатся в стряпчих, городовых дворянах и стольниках. Пятьдесят четыре
Борисовых владели населенными имениями в 1699 г. Григорий и Федор
Григорьевичи были стольниками Петра В. Различные ветви рода Борисовых
употребляют два разных герба, из которых один помещен во II ч. Герб. №
92, а другой в VIII ч. того же Герб. № 19. {Брокгауз}
Вариант №3:
БОРИСОВ Широко распространенная русская фамилия произошла от
старославянского имени Борис (уменьшительное от Борислав — славный
воин), одного из немногих имен невизантийского происхождения,
допущенных русской церковью в качестве крестильного имени. Родственные
фамилии: Борин, Борисихин, Боричев, Бори-щев. Борисова Юлия
Константиновна (род. 1925) — замечательная актриса, чья жизнь связана
прежде всего с театром им. Вахтангова в Москве. Там она играла в пьесах
"Одна" С.И.Алешина, "Иркутская история" А.Н.Арбузова, "Варшавская
мелодия" Л.С.Зорина, исполнила свою знаменитую роль -- принцессы
Турандот в одноименном спектакле по пьесе К.Гоцци "Любовь к трем
апельсинам". Юлия Борисова снималась и в кино: необычайным успехом
пользовались фильмы с ее участием — "Идиот" (Настасья Филипповна) и
"Посол Советского Союза" (Кольцова).
Вариант №4:
Борисовы— Фамилий Борисовых весьма много. Из них одна принадлежит к
древнейшему дворянству. В 1527 г. Василий, Нечай, Михаил и Роман Б.
получили от вел. кн. Василья Ивановича подтвердительную грамоту на
вотчину отца их Бориса, Матвеева сына. — Яков Захарьевич был воеводою в
казанском походе 1544 и в шведском 1549 г. Андрей Михайлович — воеводою
в казанском походе 1544 г. и в полоцком 1551 г.; Леонтий Константинович
убит в зимнем казанском походе 1550 г. Федор Иванович убит при взятии
Казани 20 окт. 1562 г. Имена обоих вписаны в синодик моск. Успенского
собора. — Василий Петрович и Тимофей Васильевич упоминаются на свадьбе
кн. Андрея Ивановича Старицкого с княжною Ефросиниею Андреевною
Хованскою в январе 1533 г. — Григорий и Иван Тимофеевичи упом. на
свадьбе князя Владимира Андреевича Старицкого (сына Андрея Ивановича) с
Евдокиею Михайловною Нагово 31 мая 1550 г. Михаил Васильевич был
воеводою в Юрьеве-Ливонском (Дерпте) в 1563 г. Григорий Никитич —
воеводою в Рославле в 1685 и в Чернигове в 1592 г. В XVII в. Борисовы
значатся в стряпчих, городовых дворянах и стольниках. Пятьдесят четыре
Борисовых владели населенными имениями в 1699 г. Григорий и Федор
Григорьевичи были стольниками Петра В. Различные ветви рода Борисовых
употребляют два разных герба, из которых один помещен во II ч. Герб. №
92, а другой в VIII ч. того же Герб. № 19.
Город Борисов:
БОРИ́СОВ, город в Минской области, Беларусь. Еврейская община
существует с 16 в. В 17 в. борисовский кагал считался некоторое время
одним из богатейших в Литве; евреи города вели торговлю хлебом и лесом
с Ригой и северным Причерноморьем. В 1776 г. община насчитывала 249
человек. С 1793 г. Борисов — в составе Российской империи. В 1797 г. в
Борисовском уезде, включая город, проживало 674 еврея, в 1805 г. —
1046. Во время Отечественной войны 1812 г. евреи Борисова проявили
верность России. За отказ служить проводником при наступавшей
наполеоновской армии был расстрелян французами борисовский еврей
Игумнер. Позднее, узнав о планах окруженных русских войсками французов
переправиться через реку Березину южнее Борисова, руководители
городской еврейской общины послали к русским гонцов, сообщивших об этом
в штаб адмирала П. Чичагова. Однако оказалось, что французский маршал
Н. Ш. Удино, знавший о прорусской ориентации евреев, дал им ложные
сведения. После того, как войска Наполеона I во главе с императором
успешно переправились через реку севернее Борисова и вышли из
окружения, адмирал Чичагов велел без суда публично повесить еврейских
гонцов М. Энгельгарда, Л. Бенинсона и Б. Гумнера (см. также Россия.
Евреи России в 1-й половине 19 в. Война 1812 г. и ее последствия).
В 1847 г. в еврейской общине Борисова числилось 3887 душ; более 4500
евреев жило в местечках уезда: Логойске, Холопеничах, Докшицах. В 1861
г. в городе проживал 2581 еврей, в уезде — 3870. Переписью 1897 г. в
Борисове было зарегистрировано 7722 еврея (из общего населения 15 063
человек); в Докшицах — 2762 еврея, в Селолевичах — 1927, в Логойске —
1442, в Холопеничах — 1343, в Зембине — 1037; евреи жили и в других
местечках и деревнях уезда. Евреи Борисова и окрестностей занимались
земледелием (около 2500 человек), портняжным ремеслом (2200 человек),
торговлей. С начала 20 в. Борисов стал центром деятельности Бунда и
сионистов. В 1910 г. в Борисове было 10 617 евреев, действовали семь
синагог, талмуд-тора, частные училища (мужское и женское).
В
советское время система еврейского образования в городе подверглась
резким изменениям, а в 1930-е гг. ее полностью ликвидировали. В
Борисове родились и выросли будущие Герои Советского Союза танкисты
братья Евсей (1909–2003) и Матвей (1910–98) Вайнрубы, летчик Евель
Белявин (1920–72; его имя носит одна из улиц города), а также
генерал-майор Советской армии Ефим Борисов (1900–78; настоящая фамилия
Минков). В 1923 г. в городе жили 7212 евреев, в 1926 г. — 8355, в 1939
г. — 10 011.
2 июля 1941 г. Борисов был оккупирован
германскими войсками. Только небольшая часть еврейского населения
Борисова успела эвакуироваться. Вскоре после оккупации евреям Борисова
было предписано носить отличительный знак — на спине и левой стороне
груди нашивки ярко-желтого цвета. Евреи Борисова были заключены в
гетто. В середине октября с них потребовали контрибуцию в размере 250
тысяч рублей, которая взималась как деньгами, так и золотыми и
серебряными вещами. В гетто была большая смертность от голода и
болезней; паек — 150 г хлеба в день — получали только работающие. В
октябре подразделения вермахта и белорусской вспомогательной полиции
уничтожили около восьми тысяч евреев Борисова. Летом 1942 г. гетто было
окончательно ликвидировано. К северо-западу от Борисова в местечке
Зембин погибло за один день более тысячи евреев. Несколько еврейских
детей были спасены благодаря самоотверженности персонала Борисовского
детдома, который возглавлял белорус К. Сковородка.
В
послевоенные годы всякие упоминания о Катастрофе были под негласным
запретом; с памятника погибшим была убрана надпись на идиш. Не работали
синагоги, местные власти не давали разрешения на создание миньянов. По
переписи 1989 г. в Борисове жило 1964 еврея (общее население — более
142 тыс. человек). Только в ноябре 1991 г., уже в независимой Беларуси,
было создано еврейское культурно-просветительское общество «Свет
меноры». Еврейская община требует возвращения ей зданий синагог (в
одном из них в советское время размещался Дворец пионеров, в другом —
автобаза). В 1992 г. неизвестными было осквернено еврейское кладбище. В
1989–2003 гг. большинство евреев Борисова выехали в Израиль и в другие
страны. Согласно переписи населения Белоруссии, еврейское население
Борисова в 1999 г. составляло 565 человек. В городе функционирует
еврейская община (председатель Б. Гитлин). Работала еврейская
воскресная школа.
ИМХО, вариант №3 (Вам не кажется, что созвучно "борись") борись всегда, борись везде. Борисы - борцы, воины. А Борисов - сын Бориса, т.е. борца, воина.
Этот вариант тоже не подходит Борислав - борец за славу. Сокращенные имена: Борис, Боря. От этих имен возникли фамилии: Борин, Борискин, Борисов, Борисихин, Боричев, Борищев. Историческая личность: Борис Всеславич Полоцкий - князь Полоцкий, родоначальник Друцких князей. http://www.slavyanskaya-kultura.ru/slavic....na.html
Для этого не обязательно быть воином и с кем то бороться. Это может быть и славный род и т.п..
Чтобы понять откуда произошел наш род этих фильмов мало. Эти фильмы нужны для понимания величины и объемов лжи которая преподаётся в школах и вузах а особенно ихними иЗториками, физиками и т.п. чтобы мы были Иванами не помнящими родства.А больше всего это нужно для того чтобы отделить правду от лжи так как нашему роду принадлежит два герба и какой из них верный надо определить безошибочно.
В здравии будьте Родичи. Прошу извинения за долгое молчание. Для того чтобы предложить своё мнение хотелось бы чтобы все остальные понимали о чём идёт речь. Есть древняя мысль " При спорах о истине каждый остаётся при своём мнении", и поэтому не хотелось бы в конце поиска этой истины разобщение рода, а наоборот его объединение. То что я хочу предложить для поиска истоков нашего рода многих может повергнуть в шок а может быть и иметь плохие последствия. Но любой результат есть результат. Как говорили наши предки "Есть история а есть быль" и вот от её ни куда не деться. Я предлагаю не своё мнение а источники на основание которых мы должны прийти к расшифровки фамильного герба без подмены того мировоззрения которое было на тот момент времени. Первый источник не обходим для подтверждения понятия история или быль. Этот источник серия фильмов " ЗАПРЕТНЫЕ ТЕМЫ ИСТОРИИ". их нужно просмотреть все и очень внимательно, может быть несколько раз. http://video.yandex.ru/#search....A2%D0%9 5%D0%9C%D0%AB%20%D0%98%D0%A1%D0%A2%D0%9E%D0%A0
После этого я хотел бы иметь мнение рода для продолжения поиска истоков.
Большое спасибо за предложенные варианты. Но все эти варианты не имеют ни какого отношения к фамилии БОРИСОВ. Особенно последний вариант под 4 номером. Этот вариант я считаю оскорблением наших предков из рода Бориславов. Постараюсь объяснить как смогу. Предупреждаю моё мнение основано на некоторых знаниях Наследия Наших Предков, геральдики, и веры Славян. Эти знания противоречат ортодоксальной иЗтории, и религии, особенно христианской. Так что христианам советую со мной не спорить, это безполезно. 1. Почему Славяне; Ореол распространение фамилии находится в основном на территории исконных Славянских земель из рода СветоРусов от сюда Беларусия. По ортодоксальной (современной) иЗтории, территория Вятичей. 2. Почему род Бориславов; До захвата власти на территории западной части Руси (Венедии) семитами, имена были двух коренные, а фамилии состояли из несколько имен родов от кого произошёл данный человек. После никоновской реформы 17 века славянские имена и фамилии сократили и упрознили. Из Борислава превротились в БОРи а дети стали Борисовы. 3. Что означает корень БОР и что славили. Язык Русов был и есть изначальный и единственный язык на нашей земле. От него произошли все языки мира. Тем языком которым мы пользуемся является безобразным, ставшим 1920 году с помощью еврея луночарского убравшего из азбуки образы и оставил фонемы. По древне Славянскому языку корень БОР означал; Б-боги, БО-внутри, О-он, оболочка, основа, ОР - сила, Р - рецы, речь, соединение земного и небесного, вибрация. Отсюда получается человек славящий силу слова богов и передающий эту силу людям. 4. Что касаемо Варианта №4. Если фамилия происходила от названия селения. то писалось бы Борисовский и все Борисовы были бы евреями. Но это в корне противоречит тому что закодировано в фамильном гербе. Который прямо доказывает что наш Род ни каким боком не относится к семитам, а на оборот является Славянским родом с Ведичесой культурой. P.S. На гербе не перья павлина а три Листа папоротника. Герб просто гениальный. достойный мудрого потомка.
Доброго времени суток! Статья великолепная, спасибо! Давно интересуюсь происхождением своей фамилии, которую очень люблю и горжусь ею. Герб действительно превосходен- не убавить, не прибавить, но , мне кажется описание его не совсем точным. Нужно еще поискать... )) С уважением!